← На главную

Обучение детей Го в Русской Школе Го и Стратегии: +7-985-170-03-30

Еще раз о теории, учебной программе и пустоте

Вторая форма - соревнование

Я много лет подряд не мог понять, что хотят, чего ждут от меня мои дети. Я применял приемы и методы, я разговаривал с ними, я заглядывал им в глаза. Они слушали меня, участвовали в том, что я им предлагал, выполняли нормативы. Но я чувствовал внутри их глаз какую-то странную тоску. Уже потом, когда я нашел это, я вспомнил, что некоторые из них говорили про это вслух, но, ей Богу, я не слышал их тогда. Я не слышал потому, что этого не было в моем мире. Этот объект остался в моем детстве. И больше не вернется ко мне. Лишь случайно, я снова наткнулся на него. Я набрел на него, я подслушал его по телефону, я купил его за большие деньги, я украл его, я хранил его втайне, я использовал его для усиления своей школы. Даже сейчас я описываю его, скрепя сердце. Просто без него эта книга не будет стоить бумаги, на которой она напечатана. Поэтому я описываю его здесь, я дарю его Вам, берите его, получайте его почти даром, усиливайте свои школы, добивайтесь педаго-гических высот.
Владимир Ильич Ленин на заре советской власти один раз выдал нам этот секрет. Я не помню дословно, но Ильич сказал примерно так. Когда нет ни сил, ни средств, ни каких либо иных стимулов к труду - надо организовать социалистическое соревнование. Бригада с бригадой, ба-рак с бараком, казарма с казармой, лагерь с лагерем. Этот прием работает во всех открытых системах. Ведь открытое - это цвет юности. Это мой любимый цвет.
Опять эти двое - открытое и закрытое, юность и старость. Цай Лаоши, один из лучших мастеров Китая, профессор, переводчик "Мастера и Маргариты" на китайский язык, входя на стадион базы "Спартак", увидел плакат. "Посмотрите, - сказал Мастер, обращаясь к своим ученикам, - то что написано здесь - очень важно. Здесь написа-но: "Быстрее, выше, сильнее!". Автор этих слов - великий человек. Быстрее, выше, сильнее - это снаружи, а внутри должно быть наоборот. Эти слова означают, что мы должны стараться делать медленнее, ниже, слабее. В этом великий секрет нашей школы".
Мои дети спрашивали меня, они выпытывали, выбивали из меня этот великий секрет: Игорь Алексеевич, кто лучше сделал, я или он. А кто больше? Посмотрите на меня!
А кто, вообще, лучше? Кто лучше из нас троих? Я же, очарованный их отвратительным результатом и еще более отвратительными манерами… Что я им говорил? Я говорил, никто не хуже и не лучше тебя, о Во-ва. Никто не может обогнать или отстать от нас кроме нас самих, о Вита-лик. Понимаешь, говорил я. Понимаете меня, вы все? Они странно смотрели на странного дядю, говорящего непонятные вещи. Они очень добры, они давали мне шанс исправиться. Много раз… Я глумился над ними, издевался над их природой. Я устроил уравниловку там, где природа за-мыслила соревнование. Великое соревнование - быстрее, выше, сильнее.

Предыдущая страница   Начало   Следующая страница