← На главную

Обучение детей Го в Русской Школе Го и Стратегии: +7-985-170-03-30

Еще раз о теории, учебной программе и пустоте

МАСТЕРА ГО СПРОСИЛИ
- Так каковы, все-таки, Ваши принципы обучения детей?
- Один принцип, три формы, - ответил Мастер Го, - принцип: ребенка нельзя обучать одного. Этот принцип не должен нарушать нигде и никогда, нарушение этого принципа означает прекращение восприятия ребенком процесса обучения. Есть также три формы успешного детского занятия.
Из собрания анекдотов Мастера Го

Первая форма - построение

Построение - это ликвидация хаоса в любой форме. Наличие дет-ского коллектива - это реализация главного принципа. Детский коллек-тив, предоставленный самому себе, представляет собой хаос материи и энергии. Построение служит цели структурировать такой хаос. Это по содержанию. Форма же построения может быть любой. Это применимо как для спортивных кружков и школ, так и для остальных, включая шко-лы искусств и языков. Я лично применял построения, проводя занятия по боевым искусствам, интеллектуальным играм, основам безопасности жизнедеятельности, физкультуры, японского языка и даже на занятиях филателистического кружка. Конечно, мне всегда приходилось находить соответствующую форму построения, а также соответствующее время. Иногда построение стоит повторить. Столько раз, сколько необходимо.
Следует все же отметить, что построиться - это необязательно встать стоя. Или в линейку.
Любое занятие с детьми - это сражение. Еще на заре своей циви-лизации человечество сражалось друг с другом. На самой заре - сражались толпа на толпу. Затем, побеждать начали коллективы, использую-щие построение как структурирование толпы. В дальнейшем происходи-ло совершенствование форм построений. Цивилизации учили этому друг друга. Данный опыт мы можем использовать. Давайте вспомним, что еще совсем не так давно (по историческим меркам) один восточный народ научил наш народ строиться на десятки и десятки десятков. Лю-бое занятие с детьми - это сражение за их обучаемость.

Итак, начинаем сражение за обучаемость. Построимся перед сра-жением. В последнее время мне нравится разбивать детей на два пол-ка. Полк правой руки и полк левой руки. Это построение работает даже тогда, когда у Вас всего два ребенка, то есть минимальный детский коллектив. Если я замечаю, что дети не могут собраться стоя, то я могу принять решение провести построение сидя. Если мне нужно, то и сидя на полу. Если используется построение сидя на полу, то я перед занятием помою пол, высушу его, устраню сквозняки и обучу детей, как можно садиться на пол, вставать с пола, проведу исторический пример о том, как садились народы, не знающие такого явления как стул.
Вообще, не готовиться к сражению глупо. В любом сражении ставки за победу очень высоки. А особенно в сражении за обучаемость. Чтобы одержать победу, надо готовиться столько, сколько нужно и еще немножко сверх того. Дети превосходят нас по очень многим параметрам, их способности экстрасенсорны. Единственное, в чем я превосхожу их, это в способности подготовиться к сражению. Все мои дети знают это, поэтому они уважают меня.

Предыдущая страница   Начало   Следующая страница