← На главную

Обучение детей Го в Русской Школе Го и Стратегии: +7-985-170-03-30

Еще раз о теории, учебной программе и пустоте

- "Представь себе, Пустота. Идет отряд, походным порядком. Где должен быть командир? ВПЕРЕДИ, на лихом коне! Показался противник... и открыл орудийный огонь! Где должен быть командир? Опять ВПЕРЕДИ, потому как по одному человеку из орудий палить не станут. Теперь! Противник открыл... пулеметный огонь! Где должен быть командир? Вот, допустим, у них здесь... десять пулеметов, а ..."
"Мастер Го и пустота"
Андрей Степанов


"Смотрите - где, прежде всего, должна быть пустота? Прежде всего, пустота должна быть наверху! Хотя обычно ее как раз там и нет. А что вместо нее? Там находится большая бетонная плита, которая называется учебная про-грамма. Прежде чем увидеть, ты должен почувствовать пустоту над собой, учебные программы это хорошо, но синее небо над головой - лучше".
"Рассказы для учеников"
Игорь Гришин


Представим себе две базовые схемы.

Схема первая. Слева большой человек, сильный, умный, высокий. Учитель. А рядом меньшие по возрасту и по росту люди. Над ними, свер-ху находится учебная программа. Схема первая. Слева большой человек, сильный, умный, высокий. Учитель. А рядом меньшие по возрасту и по росту люди. Над ними, свер-ху находится учебная программа. Где на этой схеме пустота? Внизу. За-метьте, свойство бетонной плиты в том, что на вторую группу она не давит, они ее не чувствуют. Но ее чувствует человек, который сильнее, и она его давит, не дает развиваться. И этому человеку некогда, он не по-мещается в занятия, он загнан, задавлен этой важной штуковиной - учебной программой.


На второй схеме пустота наверху. Учебная программа внизу, учитель и ученики на ней стоят На второй схеме пустота наверху. Учебная программа внизу, учитель и ученики на ней стоят. Ногами. Но только тогда, когда мы крепко стоим на учебной программе, мы говорим, что у нас действительно есть основа, базис, школа. Не школа, которая программирует, зомбирует и давит, а школа, которую ты всегда можешь чувствовать под собой как основу.
Сначала мы должны увидеть. Метод нас учит: сначала нужно уви-деть, потом взять паузу, потом осмыслить. Хороший учитель как бы стоит на куске толстого торфа, и он может зажечь на нем костер, и когда костер горит, он выжигает в этой глыбе торфа верхний слой. И чем сильнее и дольше горит этот костер, тем больше знаний он выжигает. И таким образом учитель может работать с учебной программой, давая людям тепло и свет.
Глядя на любого человека, ведущего занятия, можно сразу увидеть, придавлен он учебной программой или нет.

Предыдущая страница   Начало   Следующая страница